Сайт издательства ЗАО «РКИ Соверо пресс»


www.soveropress.ru
www.annaly-nevrologii.ru


Внимание!
Сайт журнала Анналы клинической
и экспериментальной неврологии
перемещен на адрес
www.annaly-nevrologii.com

Attention!
The Website of Annals of Clinical
and Experimental Neurology
has been moved to
www.annaly-nevrologii.com

+7 (916) 691-92-65

taratorkin1305@yandex.ru




www.rnmot.ru

Свежий номер

"Анналы Неврологии"
Том 17 №4 2023

Tom-17-4-2023

Открыть журнал

 

NeuroForum_2024_banner

 

 

"Интерфарммедика"

Kongress_terapevtov_november_2019

Открыть газету

 

xviii-nkt_banner

Международный конгресс Активное долголетие

Нестеровские чтения

"За медицинские кадры"
июнь 2020

Za_med_kadry_15_2020

Открыть газету

БОЛЬШОЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ


ChychalinСегодня в Москве открывается ХХI Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» – один из самых прогрессивных и созидательных «университетов» для врачей России. Эти ежегодные форумы уже более двух десятилетий помогают находить и сохранять баланс в тонкой цепочке «врач–пациент–лекарство», впитывая все лучшее, что сегодня доступно современной медицине. Накануне события на вопросы редакции газеты отвечает президент конгресса, академик РАН, профессор Александр Григорьевич Чучалин.

– Меняются ли с течением лет задачи конгресса?

С момента своего основания конгресс «Человек и лекарство» занимает в медицинском мире трансляционное место. По сути, конгресс – первый «транзиторный пункт» в России для всех мировых инноваций на пути к кабинету каждого врача. Проще говоря, основной миссией конгресса было и остается образование. В современном мире жизнеспособно только образование на междисциплинарной основе, поэтому в конгрессе принимают участие врачи разных специальностей. То есть конгресс – это большой университет для практикующих врачей. Более того, многие инициативы, впервые прозвучавшие в рамках «Человек и лекарство», позже трансформировались в отдельные проекты Министерства здравоохранения и с успехом воплощались на государственном уровне. Так, именно на нашем конгрессе – на самом первом – впервые прозвучал термин «доказательная медицина», впоследствии впервые были озвучены подходы к созданию клинических рекомендаций. И все это в дальнейшем получило колоссальное развитие. Достаточно сказать, что в 2013 и 2014 гг. научно-практическими сообществами проделана колоссальная работа по подготовке клинических рекомендаций. Конечно, основная их часть еще не дотягивает до международных стандартов. Но мы на правильном пути. 

В рамках конгресса «Человек и лекарство» прозвучала тема, которая впоследствии получила широчайший резонанс – этика в современном медицинском обществе. За последние годы в России в этой связи произошли колоссальные изменения. На первом Всероссийском съезде врачей, который проходил в 2012 г. в Кремлевском дворце съездов, позиции будущего Кодекса профессиональной этики врача обсуждались на уровне ведущих специалистов здравоохранения. Впрочем, готовясь к нынешнему конгрессу, я сверил наши достижения с прогрессом, достигнутым во всем мире, и особенно в ВОЗ. И как бы неутешительно это ни прозвучало, пока общий язык с ними не найден. Так, одна из наиболее актуальных тем для Запада сегодня – повышение безопасности пациентов, участвующих в лекарственных исследованиях – для нас пока еще далека. Был введен особый термин – «этический риск», характеризующий вероятность нежелательных явлений и побочных эффектов при испытаниях новых лекарственных препаратов. По статистике, которую приводит ВОЗ, у одного пациента из десяти такие нежелательные реакции возникают. 

– Какие отношения между человеком и лекарством сложились в России за прошедший год?

В нашей стране сегодня большой упор делается на разработку препаратов на основе моноклональных антител. Это особенно актуально для различных областей онкологии и в первую очередь – онкогематологии. Если раньше мы говорили о последних стадиях рака, как о предполагающих лишь паллиативную помощь, то сегодня в отношении патологии такого уровня целесообразно говорить именно о лечении. Большой прогресс достигнут в области рака предстательной железы, колоректального рака и т.д. В своем первом докладе на этом конгрессе я суммирую все, что было достигнуто в 2013 г. в области создания новых лекарственных средств. И основной упор, конечно, будет сделан на онкологию. Кроме того, пришли новые лекарственные препараты для лечения сахарного диабета второго типа. Большие изменения произошли в области кардиологии, ревматологии. Я попытаюсь представить срез всех инноваций, появившихся в мировой практике. И конечно, в системе организации здравоохранения.

– Какие новые препараты создаются на базе российских научных учреждений?

Я высоко оцениваю интеллектуальный потенциал российских ученых, невзирая на все, мягко говоря, непростые периоды их жизни. Начну с того, что лучше знаю сам: с НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи и отдельно группы проф. Александра Леонидовича Гинзбурга. Они сумели создать совершенно уникальную универсальную вакцину против вирусных заболеваний дыхательных путей. Пройден путь от идеи и пробирки до создания вакцины нового поколения. Это большое достижение.

Нужно сказать, что области вирусных заболеваний многие государства стали уделять беспрецедентное внимание. Особняком стоит Китай – это страна, на которую пришлись шесть из семи эпидемий и пандемий. В Харбине создан институт фундаментальной медицины, полностью специализирующийся на изучении вирусов, которые переносятся дикими птицами. 

Наконец, наши ученые создали уникальнейшую молекулу «ингавирин», обладающую универсальными свойствами подавлять репликацию вируса в организме человека. А большая группа ученых, объединенных в ЦВТ «ХимРар», а также наш Наукоград под Волгоградом, встали на путь создания нового поколения моноклональных антител. Конечно, нет того размаха научной мысли, что характерен для Запада, но научная мысль не утрачена. Я бы хотел отметить научную деятельность академика Сергея Борисовича Сегединина. Он занимается разработкой психотропных препаратов. Например, его достижением является появление на рынке препарата афобазол. А сейчас он занимается разработкой принципиально новых по эффективности и безопасности лекарственных препаратов. То есть у нас есть очень высокий интеллектуальный потенциал, который надо реализовывать.

– Программа конгресса, как всегда, будет крайне насыщенной. Какой ориентир выбрать врачу в этом сказочном лабиринте?

Спектр профессиональных интересов – дело каждого специалиста в отдельности. Лишь могу подчеркнуть, что, как всегда, будет очень много клинических школ. Сертифицированных школ: за участие в них врачи будут получать баллы. Лично проведу пять клинических разборов, один за другим. И впервые представлю серию больных с трансплантацией легких. Последние трансплантации прошли практически без сбоев. В этом очень большая заслуга коллектива института Склифосовского, которым управляет член-корреспондент РАМН А.Ш. Хубутия, и НИИ пульмонологии, где этих больных готовят к операции. 

– Кого из корифеев медицины мы вспомним на этом конгрессе?

Сейчас я занимаюсь процессом канонизации выдающегося врача и еще более выдающегося человека, сына С.П. Боткина – Евгения Сергеевича. Чем больше я узнаю о его жизни, тем отчетливее понимаю, что как врач должен сделать все, чтобы этот процесс канонизации произошел. К слову, это будет сделано не впервые: еще в 1988 г. Русская православная церковь за границей приняла решение о канонизации Евгения Сергеевича. Но после объединения церкви произошел определенный сбой, и в адаптации перечня святых образовались досадные прорехи, устранить которые необходимо, пока жива память об этом великом лейб-медике. 

Евгений Сергеевич унаследовал от отца клиническое мастерство. Очень много внимания он уделял малообеспеченным больным. В последние годы жизни, находясь в ссылке в Тобольске вместе с царской семьей, выполнив основные обязанности, он шел в обыкновенную больницу и там осматривал всех нуждающихся в помощи бедных пациентов. Ему дважды предоставлялся шанс оставить царскую семью, но он пошел с ними до конца, зная, что погибнет. Ему долг врача в тот период не позволял оставить цесаревича Алексея. Мне на ум больше вообще не приходит примеров из мировой истории, аналогичных тому, что сделал Боткин. Я хотел бы подчеркнуть предельно высокие нравственные позиции этого доктора.

Очень многое делаю для того, чтобы наше общество больше о нем узнало. Я был в Палехе, заказал икону Евгения Сергеевича Боткина, его лик. На следующий год мы проведем съезд православных врачей России. На этом конгрессе имя Евгения Сергеевича прозвучит и в моей лекции, и в разборах, которые я буду проводить. 

– Не теряет актуальности тема редких болезней. Как изменилась ситуация в этой сфере за минувший год?

В этой сфере достигнут замечательный прогресс, в том числе лично у меня. В апреле наконец-то выходит из печати энциклопедия «Редкие болезни», автором которой являюсь я. Думаю, это тоже большой подвиг сообщества российских врачей, которое за свои деньги – а не за счет инвесторов – создает такой труд. В этой энциклопедии представлены 6000 болезней. Создаю уникальный институт экспертов по редким болезням и хочу качественно изменить их положение в нашей стране. Объединяю ученых-генетиков, молекулярных биологов, клиницистов с тем, чтобы этот проект у нас работал.

Интервью вели М.О. Бочарова и В.Б. Тараторкин


Яндекс.Метрика